Научная статья на тему '1812 год в народных художественных промыслах'

1812 год в народных художественных промыслах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
497
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / THE PATRIOTIC WAR OF 1812 / ETHNIC SELFAWARENESS / CREATIVE WORK / NATIONAL ARTISTIC TRADES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чаус Надежда Васильевна

Автор предлагает обзор основных тенденций и артефактов народных художественных промыслов XIX-XXI веков, посвященных событиям 1812 года. Показано, как этнокультурные духовные и эстетические доминанты общества воплотились в художественном осмыслении славных подвигов прошлого, возрождении исторической памяти и патриотических традиций народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чаус Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author proposes review of main trends and artifacts of national artistic trades in XIX-XXI centuries dedicated to events in 1812. Ethnocultural spiritual and aesthetical keynotes were sprung to life in artistic apprehension of past noble acts of bravery, rebirth of historic memory and patriotic traditions of Russian nations.

Текст научной работы на тему «1812 год в народных художественных промыслах»

1812 год в народных художественных промыслах

Чаус Н. В.

Автор предлагает обзор основных тенденций и артефактов народных художественных промыслов XIX-XXI веков, посвященных событиям 1812 года. Показано, как этнокультурные духовные и эстетические доминанты общества воплотились в художественном осмыслении славных подвигов прошлого, возрождении исторической памяти и патриотических традиций народов России.

Ключевые слова: Отечественная война 1812 года, национальное самосознание, патриотизм, творчество, народные художественные промыслы

The author proposes review of main trends and artifacts of national artistic trades in XIX-XXI centuries dedicated to events in 1812. Ethnocultural spiritual and aesthetical keynotes were sprung to life in artistic apprehension of past noble acts of bravery, rebirth of historic memory and patriotic traditions of Russian nations.

Keywords: the Patriotic War of 1812, ethnic selfawareness, creative work, national artistic trades

Героизм и самоотверженность солдат, полководцев и всего российского общества в Отечественной войне1812 года нашли отражение во многих произведениях литературы и изобразительного искусства. События 1812 года способствовали пробуждению национального самосознания, что закономерно воплотилось и в народном творчестве. Мастера народных промыслов не могли остаться равнодушными к борьбе за независимость Отчизны, и это подтверждают их уникальные творения, многие из которых сохранились в музеях России.

Так, в Бородинском музее-заповеднике хранятся изделия, изготовленные народными умельцами из разных уголков

России. Основным материалом для их работ служили дерево и глина. Здесь можно увидеть богородскую и сергиево-посадскую, каргопольскую и абашевскую игрушки. Не оставят равнодушными и привлекут внимание экспонаты, изготовленные как профессионалами, так и мастерами-любителями, — композиции из металла (олово, чугун), картона, пенопласта, фарфора, гипса. Среди многообразных военных фигур наибольшее количество составляют воины Отечественной войны 1812 года. Художники-миниатюристы удивительно точно и ярко отражают состав русских войск — пехоты, кавалерии, артиллерии, ополчения и казаков, участвовавших в Бородинском сражении. Работы поражают своей реалистичностью, с исторической достоверностью воспроизводят элементы обмундирования, снаряжения и вооружения. В музее есть и макет, представляющий динамичное изображение одного из эпизодов Бородинской битвы [3].

26 августа 1812 года в Бородинском сражении погиб генерал-майор, шеф Ревельского пехотного полка Александр Алексеевич Тучков (1777—1812). Его вдова, Маргарита Михайловна Тучкова (1781—1852) решила построить на месте гибели мужа храм, который был освящен во имя Спаса Нерукотворного. В 1838 году здесь был образован монастырь. После революции монастырь был закрыт, а в его постройках сохранился музейный комплекс. С 1992 года монастырь вновь начал действовать, монашествующим передали церковь Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и два келейных корпуса. В церкви Иоанна Предтечи в настоящее время располагаются две экспозиции: на первом этаже — «Военная художе-

Российский сувенир

77

РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР

ственная игрушка», на втором — «Военная галерея Бородинского поля». В бывшей хлебной палате — касса и сувениры. Уже в 1989 году к 150-летию Бородинского музея в здании церкви Иоанна Предтечи была открыта замечательная выставка «1812 год в декоративно-прикладном и медальерном искусстве». Ее экспонаты наглядно отражают народную память о событиях и героях 1812—1815 годов.

Важно подчеркнуть, что практически в первые послевоенные годы возникла общественная потребность запечатлеть грозные и героические события в керамике, дереве и стекле, в тканях и произведениях мелкой пластики, в медальерном искусстве. В частности, всегда большой интерес вызывает у посетителей полная коллекция медалей известного художника Ф.П. Толстого, выполнившего работы по отливке медальонов с композициями в рельефе, посвященные Отечественной войне 1812 г. В музее находятся также уникальные сувенирные платки Прохоровской мануфактуры, выпущенные к 100-летию Отечественной войны, изделия из фарфора фабрик Кузнецова и Гарднера с портретами русских военачальников и сценами войны. Среди экспонатов музея, отражающих героические времена военных действий с Наполеоном, можно найти и работы современных мастеров — это изделия из ростовской эмали, федоскинская лаковая миниатюра, резьба по перламутру, росписи по шелку

[5].

Не остались равнодушными к войне 1812 года и богородские умельцы резьбы по дереву. Представители уникального русского промысла режут игрушки традиционной конструкции — разводы. Удивительные движущиеся игрушки вы-

ходили из рук богородских мастеров. Для этого они использовали вроде бы простые, но очень остроумные и забавные конструкции: планки, баланс, разводы, кнопки, спиральные проволочки и колеса. Стоит только развести планки с фигурками — и солдатики с ружьями тут же становятся в стройное двухрядье, сведешь вместе — и они быстро сомкнутся плотной боевой шеренгой в один ряд. Этот промысел прославился уже в XVII веке в Троице-Сергиевом монастыре, посаде и близлежащей деревне Богородское [1. С. 76,74]. В Сергиевом Посаде игрушку не только резали, но и окрашивали, богородские же мастера делали только белье — игрушку из неокрашенной липы. В XIX веке деревня Богородское была широко известна как крупный центр игрушечного дела. Богородская игрушка формировалась под воздействием Москвы, и в ней явно просматриваются реалистические традиции. Богородские и Посадские мастера часто кооперировались и создавали совместные произведения, пользующиеся большим спросом на рынке. Среди резных крашеных игрушек выделяются сюжетные работы XIX века «Всадники», барышня и гусар, солдатики. Автор многих скульптурных композиций XX века Н.И. Максимов в 1962 году, к 150-летию войны 1812 года, создал замечательный развод гусаров. Эта уникальная работа сейчас находится в музее народного искусства [1. С. 75, 79, 106].

События Отечественной войны 1812 года способствовали распространению образа воина и в мозаичных работах по дереву. Москва в 1812 году очень сильно пострадала от пожара — из 9 тыс. зданий сгорело более 6500. В связи с этим у населения

«Всадники». Первая половина XIXв. Сергиев Посад. Московская губ. Дерево, роспись [11]

78

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

1812 год в народных художественных промыслах

Москвы возник огромный спрос не только на строительную древесину, но и на мебель, что привело к дальнейшему расширению кустарно-мебельного производства Подмосковья. Среди мастеров того времени известны имена братьев Зениных, Князева и Соболева [2. С. 24].

Мастера Гжельской фарфоровой пластики использовали образы воинов в своих работах уже много лет спустя. Ю.Н. Гаранин в 1982 году к 170-летию Отечественной войны 1812 года выпустил юбилейный набор шахмат «1812 год», фигуры набора представляют собой солдат и полководцев 1812 года [8]. Сейчас этот набор находится среди экспонатов музея производственного объединения «Гжель».

Сам промысел возник в XVIII веке. Гжель — большой район бывших Бронец-кого и Богородского уездов Московской губернии, расположенных в 60 км юго-восточнее нынешней столицы. Он охватывает 30 деревень с центром в деревне Гжель. Гжельские керамические изделия с их характерной росписью всегда можно отличить от других. Изготавливаются они из белых глин, которых в данных местах большое количество, что и способствовало возникновению промысла. Особенность промысла состоит в том, что художественная мазковая роспись изделий производится от руки быстрыми мазками: «мазок с тенями», «быстрый мазок» и роспись «одной кистью». В гжельской росписи, в отличие от других, применяются все оттенки синего.

На пике патриотического настроения россиян в связи с победой в войне 1812 года завод Франца Гарднера выпустил чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Багратиона, Сеславина и других, которые пользовались в то время особенно большой популярностью. Чашки правильной цилиндрической формы, что наиболее удобно для портрет-

ной живописи, портреты расположены на противоположной от ручки стороне в овальных или прямоугольных медальонах. Изображения героев Отечественной войны выполнены серой или коричневой краской в технике «гризайль». Помимо

Шахматы «1812 год». Работа Ю.Н. Гаранина. 1982 г. [12. С. 141]

чашек портреты героев войны помещены на сервизе с карикатурами И.И. Теребене-ва, высмеивающих Наполеона с его армией и прославляющих народных героев [4].

Завод Франца Гарднера был основан в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии. Гарднер нашел особую глину на Черниговщине, открыл под Москвой будущий знаменитый на весь мир завод и довольно быстро наладил работу. Фарфоровая посуда очень высоко ценилась в России. Гарнеровские «орденские» сервизы для императорского двора очень понравились Екатерине II, а московский генерал-губернатор пожаловал Гарднеру право ставить на фарфоровых изделиях его завода изображение московского герба. В 1829 году его сыновья, владевшие заводом после смерти отца, получили золотую медаль на Первой промышленной выставке, а спустя четверть века были удостоены особой благодарности императора и получили почетное право ставить на своих изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла —

Российский сувенир

79

РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР

эквивалента российского знака качества. В начале XIX века на заводе Гарднера в широких масштабах был налажен выпуск фарфоровой скульптуры по образцам XVIII века. Через некоторое время фабрика в Вербилках добилась большого успеха при выпуске фигурной пластики с использованием сюжетов из жизни русских крестьян, городской жизни, детских игр и других сюжетов быта и повседневности. Фигурки Гарднера из русской жизни и теперь пользуются большим спросом на антикварном рынке и быстро уходят с аукционных торгов [6].

Мастера федоскинской лаковой миниатюры изображали события доблестной российской истории — эпизоды войны 1812 года — на крышках табакерок из папье-маше, на которые наклеивали бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. Фабрика была основана московским купцом П.И. Коробовым в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино). Здесь первоначально занимались изготовлением лаковых козырьков для головных уборов обмундирования

русской армии. Широкое производство лаковых изделий началось в 1798 г., наладился выпуск лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. С 1818 года П.И. Коробов привлек к делу своего зятя П.В. Лукутина, а в 1825 году полностью передал ему фабрику. Лукутин расширил производство и открыл художественную школу для мастеров. В 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лу-кутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 г. на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. На фабрике выпускались табакерки, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшались живописной миниатюрой, орнаментальной графикой. За многие годы искусство русской лаковой миниатюрной живописи развивается и оттачивается, пользуется широким спросом в России и вывозится за ее пределы. Сегодня это славное ремесло продолжает ГУП «Федоскинская Ордена «Знака Почета» фабрика миниатюрной живописи». Изделия фабрики пользуются успехом за границей, участвуют в международных выставках, презентуются в качестве подарков на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» продолжают сохранять культурно-историческую славу Отчизны с ее неповторимым национальным колоритом [9].

Мастера холуйской миниатюры также используют жанровые сюжеты Отечественной войны в росписи изделий лаковой миниатюры. Уже с 1613 г. Слобода Холуй (Ивановская обл.) упоминается как знаменитый центр иконописи и лаковой миниатюры. Она была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от

Смирнов А.А. Холуй — лаковая миниатюра «Гусары». Папье-маше, яичная темпера, золото [13]

80

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

1812 год в народных художественных промыслах

М. Грушенков. Нэцке. Шахматы «Война 1812 года. Наполеон, Александр I и их армии» [7]

польских интервентов. Произведения пополнили фонды многих музеев: местного музея и ассортиментного кабинета Ивановского и Плесского художественных музеев в Ивановской области, Московского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, отдела Исторического музея на Куликовом поле. Изготовление Холуйской шкатулки — длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения художественного промысла и известны только холуйским мастерам [10].

Интересно отражение войны 1812 года и в литейном промысле. Так, каслинский мастер литейщик А. Посядко создал композицию «Полководцы М. Кутузов и П. Багратион» [8. С. 19].

Каслинский литейный промысел возник в г. Касли Челябинской области во 2-й половине XIX века. Основные особенности стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Техническая безукоризненность отливки объясняется тремя факторами: высокими

качествами чугуна, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков и уникальным мастерством каслинских рабочих — подлинных художников.

Современные мастера резьбы по дереву и кости в своем творчестве тоже не обходят вниманием войну 1812 года.

В Интернет-журнале «Резьба по дереву и кости» представлены нэцке — шахматы «Война 1812 года. Наполеон, Александр I и их армии», которые мастер Михаил Грушенков вырезал 7 лет и считает одной из лучших своих работ [7].

На том же сайте представлена и работа Иосифа Эпштея — шахматы «1812 год», причем фигуры выполнены из бивня мамонта, инкрустированы серебром, золотом, янтарем, самоцветами и кожей [7].

Современные создатели керамических изделий в стиле «майолика» также отражают события 1812 года в своих произведениях. В «Мастерской майолики Павловой и Шепелева» выпускают керамические фигуры солдат 1812 года.

И. Эпштей. Шахматы «1812 год». Бивень мамонта, серебро, золото, янтарь, самоцветы, кожа [7]

Российский сувенир

81

РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР

Это предприятие возникло в 1992 году в Ярославле, но уже обрело большую популярность не только в России, но в мире и позиционирует себя как бренд «Ярославская майолика». Мастерская специализируется на выпуске высокохудожественных изделий из керамики, сохраняя стиль и традиции старинного ремесла — «майолики». Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури. Все изделия в «Мастерской майолики Павловой и Шепелева» и сейчас изготавливаются вручную,

Литература

1. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. —

М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 192

2. Буланина В.Д. Мозаичные работы по дереву. — М.: Лесная промышленность, 1981. — 181

3. Бородино — Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник // http://www.borodino.ru (дата обращения: 15.10.2011).

4. О фарфоре. Завод Гарднера // http:// epoque.chat.ru/Farfor/Gardner. html (дата обращения: 15.10.2011).

5. Почему женский монастырь стал главным памятником Бородинскому сражению? // http://shkolazhizni.ru/ archive /0/n-18269/ (дата обращения: 15.10.2011).

6. Русский фигурный фарфор завода Гарднера // http://allday.ru/index. php? newsid=380094 (дата обращения:

15.10.2011).

что особенно подчеркивает их неповторимость и ценность.

Отечественная война 1812 года закономерно существенно обогатила видовое и тематическое содержание большинства наиболее развитых и популярных народных художественных промыслов. В изделиях мастеров прошлого и современности события 200-летней давности осмысливаются духовно и эстетически, образно реализуя базовые гражданские ценности нашего общества — патриотизм и верность долгу, коллективизм и культурная преемственность поколений.

7. Резьба по дереву и кости. Интернетжурнал http://rezbaderevo.ru /topic. php? topic_id=249 (дата обращения:

16.10.2011).

8. Шмигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской Федерации. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 182

9. http://www.fedoskino.org/ about /hu-dojestvenno-istoritcheskaya-spravka (дата обращения 25.10.2011).

10. http://www.kholuy.ru/main. asp (дата обращения 25.10.2011).

11. Пересъемка: Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 192 с., илл.

12. Пересъемка: Шмигельская Е.В. Скульптура малых форм в Российской Федерации. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 182

13. http://www.kholuy.ru / catalogue_pho-tos. asp? DID=6 (дата обращения:

25.10.2011).

82

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.